Планета Экстрима -
сообщество любителей экстремального спорта. Вы можете присоединиться!

Сокровища у побережья Гайаны

На днях Южная Америка попала в круг пристального внимания всего мира: у побережья Гайаны было обнаружено затонувшее более 50 лет назад судно с огромным количество золота, платины, алмазов, олова и меди на сумму в 2,6-3,5 миллиардов долларов. Если подсчеты относительно стоимости клада верны (и если сами сокровища реальны), то эта находка - самая дорогая в истории охотников за затонувшими драгоценностями.

25 января об обнаружении клада заявила американская компания Sub Sea Research. Однако назвать находку случайной нельзя: команда профессиональных кладоискателей этой фирмы потратила долгое время на поиски этого клада, работая с архивами, обрабатывая спутниковые снимки и исследуя морское дно с помощью специальных плавающих роботов. Благодаря этим сложным операциям, охотникам за сокровищами удалось выяснить, что сумма только олова и меди на корабле превышает $165 млн.

Компания Sub Sea Research тщательно скрывает точное местоположение и название судна, опасаясь за его сохранность. Поднять корабль под условным названием «Blue Baron» («Голубой барон») планируют уже этой зимой, воспользовавшись 77-метровым спасательным судном.

Пока что сведений об этом без преувеличения несметном сокровище очень немного. Предполагают, что летом 1942 года «Синий барон» вышел из одного из европейских портов в Нью-Йорк. Его груз предназначался для доставки в казну США в качестве оплаты ленд-лиза. Сначала транспорт зашел в порт одной из южноамериканских стран, а оттуда последовал в Нью-Йорк, но на расстоянии около 40 миль от побережья Гайаны был потоплен германской подводной лодкой U-87 в июне (некоторые источники называют июль) 1942 года. Теперь мечта любого пирата лежит на глубине около 250 метров.
Следует заметить, что в годы Второй мировой войны транспортировка ценных грузов морем была обычным явлением. В целях секретности судна с сокровищами особо не охраняли, чтобы они оставались ничем не примечательными в общей массе кораблей. Нередко такие транспорты становились обычной жертвой торпеды или мины, и, поскольку информация о них была покрыта тайной, ценности так и оставались лежать под многометровой толщиной воды.

Открытым остается вопрос о том, кому же достанется эта манна небесная. Как утверждает британская пресса, владельцев ценностей может быть несколько: 500 кг необработанных алмазов принадлежали, по-видимому, Великобритании, а 10 тонн золотых слитков и 70 тонн платины - Советскому Союзу. Однако ни одна из стран пока еще не предъявила претензий нашедшей клад компании, что можно объяснить относительной фантастичностью сокровища, еще не поднятого с места «захоронения».

Но российское и британское правительства не единственные наследники сокровища - о своих правах могут заявить и таможенники Гайаны, хотя корабль и затонул в нейтральных водах. Но, если все документы будут оформлены правильно, большая часть груза достанется именно Sub Sea Research, которая нашла его и собирается поднять на поверхность.

Оказывается, американская компания не новичок в охоте за сокровищами: в 2002 году Sub Sea Research нашла у побережья штата Флорида останки затонувшего в 1755 году французского галеона «Нотр-Дам де Деливранс», на борту которого находятся сокровища на общую сумму в 3,2 млрд евро. В трюмах корабля обнаружили 473 кг золота в слитках, больше миллиона золотых монет, 24 кг серебра и другие ценности. Власти США и Испании оспаривали свои права на владение найденным кладом. В связи с затягиванием дела суд штата Флорида разрешил компании Sub Sea Research начать работу по подъему груза, чтобы галеон просто не разграбили азартные искатели сокровищ. Однако испанские и французские власти выступили против, ссылаясь на то, что груз принадлежал Испании, а перевозило его французское судно, и на затонувшем галеоне покоятся тела погибших моряков. В результате споров Госдепартамент США запретил Sub Sea Research трогать остатки судна без согласия Франция и Испании.