Планета Экстрима -
сообщество любителей экстремального спорта. Вы можете присоединиться!

"Синергия" - призовое третье место на Louis Vuitton Trophy

Российская парусная команда "Синергия" заняла призовое третье место в регате Louis Vuitton Trophy в Ницце, где она впервые выступала на новых для себя яхтах класса America's Cup.

www.louisvuittontrophy.com
www.synergyteam.ru

О событии

Матчевые гонки Louis Vuitton Trophy проходили с 7 по 22 ноября 2009 года на Лазурном побережье Франции (Ницца). В них приняли участие лучшие парусные команды мира: Azzurra (Италия), BMW ORACLE Racing (США), Emirates Team New Zealand (Новая Зеландия), Artemis (Швеция), Team Origin (Великобритания), а также французская команда TFS - PagesJaunes и немецко-французская ALL4ONE. Россию представляла парусная команда "Синергия" (капитан Валентин Завадников, председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике).

Решение о создании нового цикла регат Louis Vuitton Trophy было принято в сентябре 2009 года в качестве альтернативы Кубку Америки (America’s Cup), погрязшему в судебных разбирательствах. Его участниками стали лучшие профессиональные парусные команды планеты, ранее гонявшиеся в отборочной серии к America’s Cup – Louis Vuitton Cup.

Принцип - матч-рейс, зрелищный вид парусных соревнований, когда в гонку вступают по две команды, между которыми происходит «дуэль». Этот же принцип традиционен для Кубка Америки. Регата проходила в три этапа: два раунд-робина (встречи "каждого с каждым") для всех восьми команд, затем нокаут-серии (серии гонок на выбывание), полуфинал и финал.

Как это было

Накануне соревнований никто из именитых участников, пришедших на регату, не ожидал, что в Louis Vuitton Trophy в Ницце выступление российской "Синергии" станет действительно триумфальным.

Начало соревнований было сложным для команды. Для экипажа «Синергии», собранного в этом составе специально для гонок на яхтах класса America’s Cup в Louis Vuitton Trophy, это была первая совместная регата. Кроме того, ни один из российских членов экипажа не имел опыта гонок на подобных яхтах. Однако, команда умеет учиться, о чем свидетельствует четырехлетний опыт гонок на яхте «Транспак 52» с постоянным улучшением результатов. И выход был найден: «Иностранцы в команде сейчас нам нужны не чтобы побеждать за нас, а чтобы делиться с нами знаниями», - рассказывает капитан и совладелец команды «Синергия» Валентин Завадников, - «но даже если мы учимся у иностранцев, то стараемся, чтобы это были люди с российскими корнями, близкие нам ментально». Этим и объясняется то, что шкипер в команде на этих гонках - Карол Яблонски, поляк по национальности, с детства прекрасно говорящий по-русски. «Наша цель – создание русскоговорящей профессиональной парусной команды, которая может на равных участвовать в соревнованиях абсолютно любого уровня. Если состав экипажа для гонок на «Транспаке 52» у нас сейчас практически полностью русскоязычный, то и в гонках на Louis Vuitton Trophy мы придем к этому, как только наши ребята наберутся опыта», - добавляет Валентин Завадников.

Накануне регаты "Синергия" тренировалась в Валенсии. Однако, это были, по сути, считанные часы, в то время как некоторые из команд-соперников существуют по нескольку десятков лет. Кроме того, на "Синергии" лежала и большая моральная ответственность, поскольку она впервые в истории представляла свою страну на столь высоком уровне профессионального парусного спорта. Ранее только однажды, в 1992 году, Россия заявляла команду на регату такого масштаба (Louis Vuitton Cup), но так и не приняла в ней участия.

Три матча и три поражения понадобились экипажу "Синергии", чтобы освоиться в водах Залива Ангелов у берегов Ниццы. При этом наблюдатели и эксперты были действительно удивлены тому, как россиянам удавалось с самого начала на некоторых отрезках гонок лидировать, ведь противники – суперпрофессионалы. Много эмоций вызвала дуэль с новозеландцами (или, kiwi, как их все называют) - в матче с ними в рамках первого раунд-робина россияне контролировали гонку с самого старта и до ее завершения. Но непосредственно перед финишем попали в безветренную зону и фактически остановились, что позволило тогда ETNZ выиграть. На следующий день французская газета "Утро Ниццы" вышла с таким заголовком: "Русские на "Синергии" были в двух шагах от успеха и чуть не сняли скальп новозеландцам".

Свою первую победу "Синергия" со шкипером Каролем Яблонски одержала над франко-германской командой ALL4ONE. "Это была великолепная победа и значимый день для российского парусного спорта", - рассказывает Максим Логутенко, менеджер команды. "Впервые Россия выиграла гонку на яхтах подобного класса. Соперник подарил нам отличный старт, но остальную часть гонки нам пришлось постараться. Карол Яблонски провел отличный матч, и команда была на высоте. С каждым днем мы все больше совершенствуемся и набираем опыт".

Этот успех положил начало серии победных матчей россиян: "Синергия" одержала пять побед подряд. И первый этап регаты она завершила с отличным результатом - пятая позиция в турнирной таблице. Второй раунд-робин заканчивала уже на втором месте среди восьми команд, обеспечив себе тем самым прохождение в полуфинал. Впереди были только, казалось бы, непобедимые новозеландцы.

На регате "Синергии" удалось как минимум по одному разу выиграть у каждой из команд-участниц Louis Vuitton Trophy. Среди них и высокобюджетная BMW Oracle Racing, и такие сильные и известные экипажи как британская TeamOrigin, шведская Artemis и итальянская Azzurra. Проведя успешный, но очень напряженный матч-рейс как раз с Azzurra, "Синергия" вышла в полуфинал Louis Vuitton Trophy.

Рассказывая об этой встрече с российским экипажем, Франческо Бруни, шкипер итальянской Azzurra, сказал: "Синергия" устроила нам тяжелую гонку… Это был один из лучших матчей, которые были у меня на лодках такого класса. Я получил большое удовольствие. Борьба на каждом отрезке была очень плотной, и команды проделали фантастическую работу".

В полуфинале лидер регаты по итогам двух первых этапов – команда Emirates Team New Zealand, полагая облегчить себе задачу, выбрала российский экипаж в качестве соперника для матчей, проводимых до трех побед. При этом стоит отметить, что на регате "Синергия" часто называлась главным преследователем ETNZ, не дающим им спокойно почивать на лаврах. Уже в самых первых матчах «Синергия» и Emirates Team New Zealand показывали очень плотную высококлассную борьбу, а исход встреч решался буквально на последних секундах перед финишной прямой. Дин Баркер, шкипер новозеландской команды с мировым именем, челленджера 31-го Кубка Америки и победителя прошедших Louis Vuitton Pacific Series, так отозвался о россиянах, с которыми провел ряд встреч, ставших одними их самых впечатляющих матчей на регате: "Они достойные противники, и мы знали, что если не будем хорошо гоняться, они нас победят. Все гонки с ними были очень сложными, и для нас стало сюрпризом то, как они выступали здесь на протяжении всех раундов".

В первом из полуфинальных матчей, которые проводились до двух побед, "Синергия" уступила команде Emirates Team New Zealand с 20-секундным отставанием. Во второй встрече между новозеландцами и россиянами ETNZ еще в предстартовой зоне заработала штраф. Этот штраф должен был быть реализован путем разворота. "Синергия" стремилась идти максимально близко, чтобы помешать новозеландцам нормально "оправдаться". Незадолго до конца дистанции, стараясь любой ценой не пропустить россиян вперед, лидировавшие новозеландцы начали разворачиваться и перед самым финишем допустили столкновение с яхтой российской команды, нарушив правила еще один раз. "Синергия" первой пересекла финишную прямую, но сразу после этого ETNZ подала на нее протест.

В результате разбора протеста судьи пришли к выводу, что виноваты обе команды - новозеландцы за нарушение правил, а россияне - потому что не предприняли всё возможное для ухода от столкновения. При этом рулевой и тактик команды "Синергия" утверждают, что никакой возможности избежать столкновения, происшедшего по вине противника, у них не было. Тем не менее, судьи сняли по одному баллу с обеих команд.

"Синергия" не вышла в финал, проиграв ETNZ последнюю полуфинальную гонку, но в тот же день сразилась с британской командой TeamOrigin в матче за третье место и одержала победу. Безусловно, такой исход регаты стал большим потрясением для английской команды, претендовавшей на более высокое место и имеющей большой опыт соревнований такого рода, которой руководит четырехкратный олимпийский медалист Бен Эйнсли (Ben Ainslie) в качестве шкипера и рулевого, а также трехкратный медалист Ян Перси (Iain Percy) в качестве тактика.

Титул победителя Louis Vuitton Trophy разыграли между собой Emirates Team New Zealand и итальянская команда Azzurra, которая неожиданно для всех дважды обыграла новозеландцев в финале и получила заветный Кубок.

Когда Кароля Яблонски, шкипера «Синергии» спросили о том, предполагал ли он, что российская команда займет столь высокое положение в турнирной таблице, он ответил: «Это невообразимо, прийти сюда с такой молодой командой и выиграть восемь гонок из десяти последних матчей, и одержать победу над всеми командами на регате». И продолжил: «Мы получили прекрасный опыт. Мы никогда ранее не гонялись на яхтах класса Аmerica’s Cup как команда и продолжаем учиться, развиваясь по восходящей. Сегодняшний экипаж капитана Валентина Завадникова напоминает мне команду 2007-го года Desafio Espanol, в составе которой я выступал на Кубке Америки. Мы были новой командой, объединившей великолепных яхтсменов, говорящих на различных языках, сумевшей преодолеть трудности и пройти в полуфинал Louis Vuitton Cup. Поэтому сегодняшнее участие россиян в Louis Vuitton Trophy в Ницце ? это наш общий большой успех».

Немало вопросов вызывает обычно финансовая сторона вопроса – ведь за многими командами стоят крупнейшие мировые корпорации, взять ту же самую Emirates Team New Zealand, 30 процентов расходов которой берет на себя правительство Новой Зеландии, остальное покрывает известная авиакомпания, крупнейший автопроизводитель и другие. Или же команда из США с говорящим названием BMW-Oracle. «Нам добиться успеха также помогают спонсоры, причем и здесь мы соблюдаем страновой принцип формирования команды и обеспечения ее деятельности», - рассказывает представитель команды «Синергия» Александр Пешняк. – «Мы стараемся чтобы все они были именно российскими компаниями. На первой регате Louis Vuitton Trophy в Ницце нам помогали российский водочный бренд BELUGA, компании «Совкомфлот» и «Тройка-Диалог».
Ближайшие соревнования Louis Vuitton Trophy пройдут в марте 2010 г. – в Окленде (Новая Зеландия) и в мае 2010 г. в Ла Маддалене (Италия).

Итоговые результаты Louis Vuitton Trophy Nice Cote d’Azur
Команда (Страна), Шкипер, Победы-Поражения
1. Azzurra (Италия), Francesco Bruni, 11-5
2. Emirates Team New Zealand (Новая Зеландия), Dean Barker, 11-4
3. SYNERGY Russian sailing team (Россия), Karol Jablonski, 8-6
4. TeamOrigin (Великобритания), Ben Ainslie, 9-6
5. All4One (Франция/Германия), Jochen Schumann, 5-8
6. BMW Oracle Racing (США) Hamish Pepper, 5-8
7. Artemis (Швеция), Paul Cayard, 5-7
8. TFS – PagesJaunes (Франция), Bertrand Pac?, 1-11


Справка:

1. WSTA и Louis Vuitton Trophy

В сентябре 2009 года лучшие профессиональные парусные команды планеты, ранее гонявшиеся в отборочной серии к America’s Cup – Louis Vuitton Cup, объединились во Всемирную Ассоциацию парусных команд (WSTA), в партнерстве с Louis Vuitton, ключевым звеном в организации престижнейших парусных регат в последние 25 лет. Было принято решение о создании нового мирового цикла соревнований для команд, соревнующихся на высокотехнологичных монотипных яхтах класса ACC5 (America’s Cup). Регата признана Международной парусной Федерацией (ISAF) и проводится независимо от America’s Cup. При этом одним из важных моментов является отсутствие необходимости строить лодку специально для соревнований и, соответственно, доступность участия в регате для команд с меньшими бюджетами. Российская парусная команда «Синергия» стала привилегированным соучредителем WSTA, чтобы иметь возможность влиять на политику Ассоциации: в планах команды инициировать проведение этапов Louis Vuitton Trophy в России – во Владивостоке или в Сочи.
Говоря о значении новой регаты для мирового яхтинга, Bruno Trouble, маркетинговый директор Louis Vuitton Trophy и один из основателей WSTA отметил: "… не следует забывать, что параллельно с нами готовятся к Кубку Америки два экипажа на мультикорпусных лодках - это швейцарская Алинги и основной экипаж БМВ Оракл, существует еще несколько знаковых событий, как например кругосветка Вольво Оушн, но именно эта гонка среди лучших яхтсменов считается топовой. Пока дальнейшая судьба Кубка Америки не определена, да именно Louis Vuitton Trophy будет ключевым событием в парусном мире".

2. Формат гонок

Louis Vuitton Trophy представляет собой матч-рейс – зрелищный вид парусных соревнований, когда в гонку вступают по две команды, между которыми происходит «дуэль». Этот же принцип традиционен для Кубка Америки. За основу при организации Louis Vuitton Trophy взяты те же концепция и формат, что и у прошедших в феврале 2009 Louis Vuitton Pacific Series (Окленд, Новая Зеландия). Команды после жеребьевки противостоят друг другу в так называемых раунд-робинах («по кругу»), по принципу «один на один» (матч-рейсинг), а в завершение регаты два финалиста разыгрывают главный приз.

Завораживающий момент в матч-рейсе – это пятиминутный период перед стартом. В это время происходит интересное противоборство, когда каждая из команд пытается занять доминирующую позицию и контролировать соперника.

Две яхты входят в предстартовую зону, ограниченную буями стартовой линии, одна лодка располагается у левого конца линии, другая - у правого. Яхта, идущая правым галсом, всегда имеет право дороги по отношению к лодке, идущей левым галсом, которая в свою очередь должна всегда сторониться.

В матчевых гонках знаки при прохождении дистанции необходимо огибать правым галсом. Этот, казалось бы, небольшой момент имеет существенное значение для действий команд, в связи с необходимостью уступать место яхте, которая выходит на огибание знака правым галсом.

Помимо этих двух моментов существует множество других правил, касающихся поведения соперников в гонке. Судьи, находящиеся во время гонок в море, могут наказать команду необходимостью совершить поворот на 270 градусов, если придут к выводу, что она нарушила правила. Экипаж, получивший наказание, может «оправдаться» в любой момент, пока он находится в гонке, за исключением особых случаев. В этой ситуации судьи могут дать сигнал команде, чтобы она выполнила штрафную процедуру немедленно.

3.Яхты


Гонки проводятся на яхтах класса America’s Cup.

Эти лодки были впервые созданы в 1990 году и стали визитной карточкой America’s Cup Match начиная с 1992 года.
Длина - 25 метров (80-90 футов)
Высота мачты - 33 метра
Вес 23-24 тонны,
Ширина - 4 метра
Глубина - 4 метра
Площадь парусов при курсе апвинд (против ветра) - 325-364 м (грот и стаксель)
Площадь парусов при курсе фордевинд (по ветру) - 736-750 м (грот и геннакер (асимметричный спиннакер))

Лодки построены с использованием многослойных «сэндвич»-конструкций, с карбоновым волокном поверх ячеистого материала Nomex honeycomb core.